Перейти к содержанию
Министерство иностранных дел Финляндии

Pisa 2012: Грамотность финских школьников снижается - Посольство Финляндии, Астана : Актуально : Новости

ПОСОЛЬСТВО ФИНЛЯНДИИ, Астана

Astana Tower 17th floor
12 Samal Microdistrict
010000 Astana, Kazakhstan
Тел. +7-7172-44 21 21
E-mail: sanomat.ast@formin.fi
Suomi | Svenska | По-русски |  | Instagram | 
Шрифт нормального размераШрифт большего размера
 
Новости, 03.12.2013

Pisa 2012: Грамотность финских школьников снижается

Среди учащихся 65 стран, участвовавших в исследовании PISA 2012, финские ученики набрали по математической грамотности средний балл, позволяющий им выйти на двенадцатое место. В 2003 году, когда в фокусе также была математика, Финляндия заняла второе место среди всех стран-участниц. Национальный средний балл Финляндии по математической грамотности в сравнении с результатами мониторинга 2003 года существенно снизился. Такое же явное ухудшение наблюдается и по грамотности чтения и естественнонаучной грамотности.

Фото: Team Finland/Riitta SupperiФото: Team Finland/Riitta Supperi

Несмотря на явное ухудшение результатов, грамотность финских подростков по-прежнему занимает лидирующие позиции среди стран-участниц ОЭСР. Среди них Финляндия занимает шестое место по математической грамотности, третье место – по грамотности чтения, и второе место – по естественным наукам. В числе европейских стран Финляндия по-прежнему занимает первое место по чтению и естественным наукам.

Основная тема исследования – математика

Национальный средний балл по математической грамотности (519) на 25 баллов ниже среднего балла 2003 года. Это соответствует успеваемости примерно одного школьного семестра. Ни в одной из стран-лидеров 2003 года не наблюдалось столь резкого снижения среднего балла, и Финляндию особо волнует то, чтобы эта тенденция не получила своего развития и в дальнейшем. Доля учеников со слабым знанием математики увеличилась с 7 до 12 процентов, а доля учащихся, знающих математику на «отлично», снизилась с 23 до 15 процентов.

Среди лидеров PISA 2012 семь стран или регионов Азии. Страны и регионы, в том числе, Шанхай, Сингапур, Гонконг, Тайвань и Корея, которые уже ранее набирали хорошие баллы, сейчас еще и улучшили свои результаты. Из европейских стран Финляндию опередили Лихтенштейн, Швейцария, Нидерланды и Эстония.

В Финляндии высокий уровень математической грамотности тесно связан как с мотивацией учащихся, так и с их положительным отношением к изучению математики и учебному процессу. Интерес учеников к математике, их уверенность в своих способностях к учебе и успешному выполнению заданий по математике являются факторами, объясняющими в Финляндии вариативность математической грамотности учащихся в большей степени, чем в странах-участницах ОЭСР в среднем.

– Общее снижение результатов говорит о том, что пора предпринять действенные меры для совершенствования финского базового образования. Я немедленно дам поручение вовлечь широкие круги в работу по обеспечению будущего финской основной школы. Для этой работы будут приглашены представители науки, профессионалы и специалисты сферы образования, политики, учащиеся и их родители, – говорит Криста Киуру, министр образования.

– Тревожные данные об ухудшении учебных достижений поступали уже ранее. Эти же исследования обратили внимание на то, что общее положительное отношение к школе как среди учащихся, так и в обществе в целом слабеет. Сейчас важно укрепить равенство учащихся, а также приложить усилия к развитию и поддержке мотивации учеников и позаботиться о хорошей атмосфере в школе, – комментирует результаты министр Киуру.

Чтение и естественнонаучная грамотность на высоком уровне, хотя инаблюдается определенное снижение

По чтению Финляндия набрала средний балл, позволяющий ей выйти на шестое место среди всех участвующих стран и регионов, а на третье место в числе стран-участниц ОЭСР. Финляндию опередило пять стран или регионов Азии: Шанхай, Гонконг, Сингапур, Япония и Корея. Нынешний средний балл по сравнению с результатами предыдущих оценок грамотности чтения (в 2000 и 2009 годах) показывает ощутимое снижение в сравнении с результатом 2000 года – уже на целых 22 балла.

В отношении естественнонаучной грамотности финские учащиеся оказались на пятом месте среди всех участвующих стран и регионов. Из числа стран-участниц ОЭСР Финляндия набрала наиболее высокие баллы вместе с Японией, Эстонией и Кореей. Снижение среднего балла по естественным наукам в сравнении с результатом 2006 года, когда естественные науки были основной темой исследования, составляет 18 баллов.

Различия между школами и регионами небольшие

Математическая грамотность очень мало зависит от пола. Впервые девушки прошли тест с большим успехом, чем юноши. Средний балл девушек составил 520, а юношей – 517 баллов.

Различия финских школ в области математической грамотности все еще достаточно небольшие, и грамотность по всем трем исследуемым направлениям ровно распределяется по разным регионам страны. Но впервые в Финляндии стало возможным выделить группу школ, результат которых не достиг среднего результата стран-участниц ОЭСР. По сравнению с результатами 2003 года, когда математика была основным объектом оценки, вариативность в школах увеличилась примерно на 2 процентных пункта. Одновременно наблюдался незначительный рост влияния социальных и экономических условий семей.

– Я озабочена общим снижением уровня грамотности учащихся, а также - увеличением различий и стремительным ухудшением результатов наиболее слабых учеников, – отмечает министр Киуру.

Ученики шведоязычных школ Финляндии достигли почти таких же результатов в математике, как и ученики финноязычных школ. Во всех предыдущих мониторингах PISA финноязычные ученики преуспевали в математике лучше своих шведоязычных сверстников.

Образовательные достижения учеников финноязычных школ по чтению и естественным наукам были и в этот раз лучше, чем у учеников шведоязычных школ. Сравнение результатов всех исследуемых тем в международном плане показывает, однако, что результаты учеников шведоязычных школ лучше, чем у учеников других скандинавских стран.

В мониторинге PISA 2012 участвовало 65 стран и регионов

Программа ОЭСР по оценке образовательных достижений учащихся проводится раз в три года среди 15-летних подростков по трем направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность. Каждый раз основная тема оценки меняется: в 2003 и 2013 годах основной темой была математика. С помощью мониторинга 2012 года впервые возможно надежно оценить развитие математической грамотности.

В Финляндии в выборку для исследования PISA 2012 было включено 311 школ, из которых выбрали 10157 учеников. 90 процентов учащихся выполнили задания тестов PISA. В Финляндии исследование проводила Кафедра педагогических исследований Университета Ювяскюля.

 

Распечатаь страницу

Обновлено 03.12.2013


© Посольство Финляндии, Астана | О сайте | Контактная информация